Сельхозшины.

Большое разнообразие техники работающей на полях привело к не меньшему разнообразию шин для этой техники. Очевидные различия в размерах, а, точнее, типоразмерах, мы в этой статье обсуждать не будем именно по причине его очевидности. Поговорим о не таких заметных, но очень важных вещах: конструкции, составе шины и рисунке протектора. От их сочетания большей частью и зависит эффективность и долговечность сельхозшины.

В основе конструкции сельхозшины лежит корд задающий геометрию покрышки, обеспечивающий ее прочность и постоянный объем. По расположению слоев корда шины для сельскохозяйственной техники (как и большинство других) делят на радиальные и диагональные.

Преимущества радиальных шин: меньший расход топлива, меньшее уплотнение почвы, меньший износ механизмов машины. О том, что шина имеет радиальную конструкцию свидетельствует буква R в написании типоразмера, например: 30,5R32.

Преимущества диагональных шин: большая прочность боковины, большая стойкость к разрывам. О том, что шина имеет диагональную конструкцию свидетельствует дефис в написании типоразмера, например: 30,5-32.

Большинство из того, что может дать сельскохозяйственная покрышка определяется пятном контакта. Пятно контакта – это та часть шины, которая непосредственно соприкасается с поверхностью. Если в пятне контакта сплошные продольные ребра, то машина будет идти плавно, без вибраций (точнее только с теми вибрациями, что передает поверхность, а сама покрышка их порождать не будет). Сопротивление качению будет минимальное. Боковые скольжения будут минимальны. Колею будет держать хорошо. Казалось, бы идеальное решение. Однако, если поставить такую шину на ведущую ось, то она будет буксовать в грязи, не будет давать тягового усилия, не будет очищаться. Поэтому такие шины не используют на ведущих осях, а используют на прицепных сельхозорудиях и как управляющие колеса тракторов.

В случае прицепов рисунок шины имеет индекс I (implement), например I-1. Как правило на шине несколько одинаковых ребер:

В случае направляющих колес тракторов рисунок имеет индекс F (forward), например F-2. Как правило на шине одно мощное центральное ребро и пара меньшего размера боковых ребер:

Понятно, что для максимального тягового усилия ребра должны были бы идти не вдоль, а поперек. Однако в этом случае была бы и максимальная вибрация (комбайн или трактор не столько ехал, сколько прыгал бы), и минимальная самоочистка. Поэтому конструкторы пошли на компромисс. Ребра расположены не совсем перпендикулярно, а под некоторым углом (20-30 градусов, Бриджстоун для своих шин Firestone запатентовал расположение под углом 23 градуса и считает, что оно идеально). Поскольку задача этих ребер цепляться за грунт они логично называются грунтозацепы.

Рисунок имеет индекс R (rear), например R-1. Разговорное название «елочка»:

Необходимость защитить почву от разрушающего воздействия колес техники привела к тому, что грузовые автомобили перестали въезжать на поля и вывоз стал обеспечиваться буксируемыми тракторами сельскохозяйственными прицепами. Однако, для транспортных работ шине нужны совсем другие качества, чем для работы в поле. Компания Alliance Tire Group изобрела флотационную шину, совмещающую в себе все необходимые свойства.

Рисунок этой шины имеет индекс HF (high flotation), например HF-2: