Индексы нагрузки сельскохозяйственных шин

Исторически сложилось так, что в разных регионах были разные системы указания прочности сельхозшины. До наших дней дожили две из них: норма слойности и индекс нагрузки. Одно или другое, или оба сразу указываются на самой сельскохозяйственной шине. Остальные способы написания несущей способности покрышки встречаются в России крайне редко.

Норма слойности указывается латинскими буквами p.r. (от английского ply rating). Это достаточно несовершенный метод, так как слойность относительна, не привязана к реальной нагрузке. Например, шина типоразмера 30,5R32 со слойностью 12 может нести нагрузку 4 750 кг., а шина типоразмера 11L-15 с точно такой же слойностью 12 может нести нагрузку 1 450 кг. То есть слойность шин полностью совпадает, а нагрузка, которую они могут нести, отличается в три с лишним раза.

Индекс нагрузки, он же индекс несущей способности (в английском варианте l.i. – load index) - достаточно совершенный метод. Посмотрев в таблицу (ниже) можно сразу понять сколько килограмм можно нагрузить на шину. Постепенно в шинном производстве указание нормы слойности замещается указанием индекса несущей способности.

Однако сам по себе индекс несущей способности шины показывает только возможную нагрузку при максимально разрешенной скорости и рекомендованном внутреннем давлении. При снижении скорости можно увеличивать нагрузку. Например, как следует из таблицы несущей способности, на днепропетровскую шину 650/75R32 DT-43 172A8 можно нагрузить 6 300 кг (соответствует 172) и разогнать ее под этой нагрузкой до скорости 40 км/ч (соответствует А8). При этом внутреннее давление должно быть 3,2 кгс/см.кв. Если же вы хотите нагрузить 7 500 кг., то скорость движения шины с такой нагрузкой не должна превышать 20 км/ч, внутреннее давление то же.

Получается, что колеса с индексами 162А8 и 162D могут нести разные нагрузки при 40 км/ч. и это именно так.

При снижении внутреннего давления необходимо снижать нагрузку на шину. Если взять прошлый пример, то при скорости 40 км/ч. И внутреннем давлении 2,2 на колесо 650/75R32 172A8 можно нагрузить не 6 300, а только 5 150 кг. Кстати, несоблюдение внутреннего давления – одна из двух главных причин преждевременного выхода из строя агрошины (вторая – разрыв в результате наезда на препятствие).

Есть сельхоз шины для которых рассчитаны несущие способности при разных применениях. Как правило, это использование на ведущей оси (индекс нагрузки меньше, значок рядом с индексом в виде стрелочки намотанной на колесо), и на несущей оси (индекс нагрузки больше, значок рядом с индексом в виде стрелочки выходящей из колеса).

Для сдвоенных колес необходимо снижать нагрузку на каждое из них на 15/% по сравнению с одинарным применением.